Эксперт-Волга,
20 апреля 2009 г.
Эффективность по рецепту 737 просмотров
Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в поволжских регионах, несмотря на количественные и качественные различия, обладают весьма немалыми ресурсами – материальными, профессиональными, научными. Тем не менее, многие ЛПУ не демонстрируют качественного развития. Главная причина этого — низкая эффективность управления собственными возможностями.
Местное здравоохранение – одна из немногих сфер, в оценке состояния которой едины и население, и власти. И оценка эта крайне далека от положительной. Если 10−12 лет назад всякое обсуждение состояния проблемной отрасли сводилось к сетованиям на нехватку финансирования из бюджетов всех уровней, то сейчас парадигма развития медицинской помощи воспринимается по-иному. Сделать медицину местного уровня эффективной способно управление отраслевыми возможностями. Об этом, в частности, говорили главы исполнительной власти регионов Приволжского федерального округа (ПФО), руководители местных минздравов и полномочный представитель Президента РФ в округе Григорий Рапота на недавно прошедшем заседании совета ПФО.
Не та перезагрузка В 1990−е годы не только политики либерального направления, но и чиновники Министерства здравоохранения РФ утверждали, что импульс модернизации отрасли способна дать частная медицина. Она займет-де свой сегмент рынка (услуг, что называется, премиум-класса), а муниципальные и государственные ЛПУ получат возможность и средства для оказания качественной помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). В итоге, по данным федерального Минздрава, частный сектор к 2009 году оказывает 10% амбулаторных услуг и всего 5% — в стационарах. Перераспределения нагрузки не случилось. Не оправдались и надежды, возлагавшиеся 15 лет назад на участие страховых медицинских компаний в модернизации здравоохранения. Бюджетно-страховая медицина лишь формально представляет собой государственно-частное партнерство (ГЧП). В действительности, как то не раз звучало в выступлениях на заседании совета ПФО, страховщики являются лишь посредниками между несколькими субъектами отношений в системе здравоохранения, из которых ни пациент, ни ЛПУ не обладают ясно очерченными правами по отношению к страховой компании. Представитель Минздрава РФ Нэлли Найгурсина говорит, что национальный проект «Здоровье» стал тем спасательным кругом, который бросило государство социальной сфере, где страховой бизнес прилично зарабатывал не один год, не тратясь на ее развитие. И тем самым сделало отрасль более централизованной, что не приносит ей пользы по тем направлениям, которые не охватывает нацпроект. В этих обстоятельствах возможность сделать ЛПУ если не эффективными, то хотя бы не деградирующими, и на федеральном уровне, и в региональных властных структурах увидели в свободе для этих самых учреждений. Точнее, в их автономии. Власти готовы идти на изменение организационно-правовых форм ЛПУ, чтобы эти бюджетные учреждения, сменив юридический статус, стали автономными — «гибридом» некоммерческих и коммерческих организаций. К 2012 году до 15−20% отечественных больниц и поликлиник поменяют статус, став автономными учреждениями. В Ульяновской области, по словам заместителя председателя правительства Тамары Девяткиной, намечено довести число таковых до 24% от общего их количества. Если они начнут расти, как грибы (по шесть в год, как в Ульяновской области), то вполне возможной в медицине станет и такая форма менеджмента, как управляющая компания (УК). В зависимости от масштабов она может рулить либо одним ЛПУ, либо несколькими (что уже стало привычным в других отраслях, например, в ЖКХ). УК, по мнению Тамары Девяткиной, повысят эффективность учреждений здравоохранения, придадут им инновационный импульс.
Чтобы «бегала» информация, а не пациент Кроме автономии ЛПУ здравоохранение испытывает и объективную потребность в государственно-частном партнерстве. Но нельзя его понимать только как допуск частника к соучредительству ЛПУ. Спектр форм ГЧП гораздо шире – от непосредственной капитализации больницы до аутсорсинга непрофильных видов деятельности. В Ульяновской области, к примеру, охраной объектов, ремонтом медоборудования в лечебницах давно уже занимаются профильные фирмы и компании, а не сами ЛПУ. Рачительность в расходовании средств – проблема общая для всех регионов Поволжья. В остальном же у каждого – свой путь, в том числе и в управлении самой системой здравоохранения. Если в Ульяновске власти прививают повсеместную автономию ЛПУ, то в Татарстане основной формой оптимизации отрасли признана ее относительная централизация. Республика поделена на три зоны. И их центры (Казань, Альметьевск, Набережные Челны) становятся опорными точками внедрения ГЧП. По мнению министра здравоохранения Татарстана Айрата Фарахова, это и есть реализация государством кластерного подхода к социально ориентированной экономике. К развитию кластерной среды, по словам министра, стоит добавить еще одного «кита» для устойчивости местного здравоохранения – диспетчеризацию управления всем комплексом ЛПУ республики. «Не сам пациент пусть бегает, как сейчас, чтобы получить эффективное лечение. Должна ‘‘бегать’’ по оптимальному маршруту нужная информация о нем», — считает Айрат Фарахов. Пока же в цепочке финансово-экономических отношений «здравоохранение и пациент» человек по-прежнему остается самым слабым звеном. Эту данность в одночасье изменить невозможно. Но и не считаться с ней тем более неразумно и в высшей степени опрометчиво. Повышение эффективности ресурсов здравоохранения представляет собой не самоцель, а обеспечение гарантированных государством прав человека на доступную и качественную медицинскую помощь. И бизнесу власть в очередной раз предлагает стать партнером в реализации этой политики.
Все финансы – в одну прозрачную трубу При одноканальном финансировании средства бюджета на здравоохранение вместе с платежами на обязательное медицинское страхование (ОМС) аккумулируются в территориальном фонде обязательного медстрахования (ТФОМС) и уже оттуда направляются в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Эта концентрация средств ведет к тому, что все виды медпомощи, в том числе и при социально значимых болезнях, а также высокотехнологичной, финансируются только через систему ОМС, что позволяет проводить единую политику в сфере здравоохранения и усилить на нее государственное влияние. Принцип одноканального финансирования предполагает, что средства в ЛПУ поступают не по пяти основным статьям расходов, а по всем видам медицинской помощи. А коммунальные услуги, капстроительство, приобретение техники оплачивает собственник – учредитель учреждения (то есть администрация города или региона). Получая средства от ТФОМС, ЛПУ самостоятельно распределяет их по фактическим потребностям, что повышает заинтересованность медработников в результатах лечения и делает прозрачным весь путь финансов от страхователя до потребителя медицинской услуги – пациента. В девяти субъектах ПФО начался переход на одноканальную систему финансирования через систему ОМС: так, в Мордовии это 70,4% от всех ЛПУ, в Татарстане – 90,7%, в Кировской области – 6,1%, в Нижегородской области все учреждения кроме ведомственных и федерального подчинения, в Пензенской и Ульяновской областях – по 100%.
Нина АЛПАТОВА, редактор отдела культуры и общества журнала «Эксперт Волга»
Вся пресса за 20 апреля 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|